Особенности подведомственности арбитражным судам дел особого производства

Особенности подведомственности арбитражным судам дел особого производства

По обоснованному мнению В.В. Яркова, современная судебная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных арбитражным судам дел *(213). Свидетельством этому является нормативное закрепление в действующем АПК процедуры рассмотрения дел в порядке особого производства. Статья 30 АПК устанавливает, что арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые рассматриваются ими в порядке особого производства.

Понятие и содержание особого производства в арбитражных судах

Особое производство характеризуется как нечто противоположное производству исковому.

В отличие от последнего целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем порядке обстоятельств, имеющих юридическое значение, бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанного с реализацией принадлежащих ему бесспорных прав. Именно поэтому особое производство характеризуют иногда еще как одностороннее, как бесспорную юрисдикцию.

Чем отличаются все перечисленные дела от споров, рассматриваемых в исковом производстве, а также в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений? Прежде всего тем, что во всех делах особого производства вообще нет спора о праве.

Рекомендуем прочесть:  Завещание оплата

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Что касается споров о нарушении прав, обусловленных процедурой расследования уголовных дел, то они рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке уголовного судопроизводства.

В порядке административного производства (по правилам гл.

30 КоАП РФ) разрешаются дела (подведомственные судам общей юрисдикции) по заявлениям об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях. Все остальные категории дел относятся к сфере гражданского судопроизводства, если в соответствии с федеральным законом их защита не подлежит осуществлению в ином судебном порядке.

дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина; 3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан.

К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.)

27—28 (ст. 217—225) разд. IV

«Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел»

.

Существенным при этом является то обстоятельство, что АПК РФ впервые ввел в арбитражный процесс саму категорию «особое производство». Так, ст. 30 АПК РФ (подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение) устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Достаточно скачать шпаргалки по арбитражному процессу — и никакой экзамен вам не страшен!

Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК. Особенности производства диктуются неравноправием сторон в таких спорах, которое существует в материально-правовых отношениях между ними.

Одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.