Оглавление:
Субъект преступления является специальным. Законодатель исключает участие самого лица, легализующего деньги (имущество) в совершении нарушения, от которого они были получены. К субъектам относятся только граждане, совершающие с таким имуществом последующие операции и сделки.
Часто правонарушениями, после которых необходима легализации являются торговля наркотиками, оружием, хищение. Субъектом по ч.3 является группа лиц по предварительной договоренности или лицо, использующее свое должностное положение в государственной или коммерческой организации.
В части 4 в качестве субъекта выступает организованная группа.
Субъект преступления является специальным.
Законодатель исключает участие самого лица, легализующего деньги (имущество) в совершении нарушения, от которого они были получены. К субъектам относятся только граждане, совершающие с таким имуществом последующие операции и сделки. Часто правонарушениями, после которых необходима легализации являются торговля наркотиками, оружием, хищение.
Субъектом по ч.3 является группа лиц по предварительной договоренности или лицо, использующее свое должностное положение в государственной или коммерческой организации.
В части 4 в качестве субъекта выступает организованная группа.
Легализация (отмывание) преступных доходов и их проникновение в легальную экономику с последующим установлением контроля над хозяйствующими субъектами наблюдается сейчас во многих странах и представляет собой крайне опасное явление. Мнение о том, что криминальные капиталы, войдя в легальный финансовый оборот, начинают служить развитию национальной экономики, вряд ли можно признать верным.
Криминальные капиталы остаются под контролем их владельцев и служат прежде всего их целям.
В результате экономика отдельных стран оказывается в зависимости от действующих на их территории преступных организаций.
Несмотря на то, что существуют сотни схем по отмыванию денег, и ежедневно появляются новые и совершенствуются старые, существует ряд признаков, которые позволяют прямо или косвенно определить, что имеет место легализация средств. операции совершаются фирмами-однодневками, с минимальной историей деятельности на рынке или вообще без таковой.
Если компания недавно зарегистрирована, не вела хозяйственной деятельности, а затем резко начала активность с крупными суммами денег, с большой вероятностью речь может идти о легализации средств, полученных незаконным путем; фальсификация первичных документов.
Объектом указанных преступлений является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.ст.174, 174.1 УК РФ, выражается в действиях — совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. По смыслу закона ответственность по ст.
174 УК РФ или по ст. 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом по статье 174.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[54] установил правовой механизм противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, в соответствии с которым была изменена редакция ст. 174 УК и введена новая ст. 174¹.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны осуществлять внутренний контроль (идентифицировать личность, документально фиксировать всю информацию, полученную от клиента) и передать эту информацию уполномоченному органу исполнительной власти — Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ)[55] для обязательного контроля, если сумма операции с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает 600 тыс.